Легализация трудовых отношений

«Серая» заработная плата: проблемы и пути их решения»

По данным Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время примерно 30–40% граждан получают неофициальную «серую» зарплату, а объем «серого» фонда зарплат в России превышает 10 трлн рублей ежегодно. Конкуренция на рынке рабочей силы настолько велика, что работникам приходится зачастую соглашаться на не самые выгодные для себя условия, чтобы получить место, в том числе и на зарплату «в конвертах». Такое негативное явление, как «серая» зарплата или зарплата «в конверте» создает диспропорцию в уровнях налоговой нагрузки между «белой» и «серой» экономиками, что приводит к потере конкурентоспособности добросовестных налогоплательщиков, стимулируя их к «уходу в тень». Работодатель уклоняется от уплаты налогов и страховых взносов (зачастую его толкает на это высокая фискальная нагрузка), а бюджеты страны недополучают доходы.

По оценкам экспертов, около 25 миллионов человек вовлечены в «теневую» занятость – это 32,5% экономически активного населения. В результате бюджетная система Российской Федерации недополучает порядка 3 трлн рублей доходов или почти 3% ВВП.

Вопрос снижения неформальной занятости имеет существенное значение для всего государства в целом. Наличие проблем, связанных с неформальной занятостью, приводит не только к низкой собираемости налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сферах оплаты и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного стажа негативно влияет на пенсионные права этой категории работников.

Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

 (Роструд) осуществляет ежедекадный мониторинг ситуации и координацию деятельности субъектов Российской Федерации по снижению неформальной занятости. Разработаны и утверждены планы мероприятий, которые включают в себя: проведение оперативных рейдовых мероприятий с привлечением контрольно-надзорных органов; выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых характерно наличие неформальной занятости; проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости; формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации и другие.

Федеральная налоговая служба также ведет работу по выявлению скрытных зарплатных схем. Если у налогового органа на основе имеющихся сведений возникают основания считать, что организация практикует выдачу заработной платы «в конвертах», руководитель этой организации вызывается на специальную комиссию, где ему указывают на выявленные недостатки и дают рекомендации по их устранению. Если соответствующие меры не будут приняты в установленный срок, может быть назначена полномасштабная налоговая проверка с доначислением налога на доходы физических лиц и страховых взносов вплоть и применением мер ответственности.

В последнее время принят ряд мер, направленных на стимулирование выхода из «тени». В частности, установлены пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые платят своим работникам зарплату не ниже минимального размера оплаты труда. Совершенствуются специальные налоговые режимы. 

Таким образом, в настоящее время ведется работа по снижению неформальной занятости, выявлению организаций, выплачивающих «серую» заработную плату. Однако она является недостаточной, необходимы меры, направленные на создание условий, мотивируюших граждан к легализации своей трудовой деятельности, усиление ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства, за неисполнение обязанностей налогового агента и за уклонение от уплаты страховых взносов.

Неформальная занятость и легализация трудовых отношений

        Некоторые граждане, фактически осуществляющие те или иные виды деятельности, не состоят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях с работодателем. 

        Работодатели имеют свою цель — экономия и уход от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, предлагая ему работать нелегально. Некоторые работники также предпочитают работать без официального оформления. Таким трудовым отношениям, основанным на устной договоренности, дано определение неформальная занятость.

  Причины перехода на неформальную занятость:

низкая правовая культура населения;

невозможность устроиться по договорной форме;

гибкий график работы;

устройство на работу без высокого уровня образования, квалификации. 
        
        Перечень негативных последствий:

 — неоплаченные больничные и отпуска;

 — отсутствие доплаты за работу в ночное время, за сверхурочную работу, работу в праздничные дни; 

  — отказ в получении банковского кредита; 

 —  реальная возможность увольнения в любой момент по инициативе работодателя.

        Получая «серую» зарплату, работник лишается возможности получить социальный или имущественный налоговый вычет на покупку жилья или социальный налоговый вычет за обучение и лечение, воспользоваться жилищной субсидией, рассчитывать на достойное обеспечение в старости в виде достойной пенсии.

        Кроме того, за уклонение от уплаты налогов физическим лицом предусмотрена уголовная ответственность (ст. 198 УК РФ).

 Легализация трудовых отношений — это значительный источник для пополнения доходов бюджета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: